10 малоизвестных фактов про Пересыпь

фото: одесский городской архив

Иногда нам кажется, что мы знаем какую-то местность «как облупленную», изучили абсолютно все секреты. Но потом оказывается, что глубинную историю мы так и не копнули.

Здесь мы собрали для вас топ фактов об огромной промышленной зоне, разделяющей поселок Котовского и центр Одессы.

Дно моря

В античные времена на месте Пересыпи было море. На вершине Жеваховой и Шкодовой гор до сих пор можно найти ракушки. В средние века в этой местности море отступило, образовались заливы, ныне ставшие  Куяльницким и Хаджибейским лиманами. Куяльницкий лиман подпитывался из рек Большой и Малый Куяльники.  Считается, что в ХІ—XV веках здесь образовался тот самый песчаный перешеек, по которому прошел первый торговый путь, а позже обжились казачьи хуторы и наша знакомая Пересыпь.

Леса и песчаные бури

В 1831 году одесским градоначальником был назначен Левшин, которым были основаны газета «Одесский вестникъ» и публичная библиотека. При нем начали благоустраивать Пересыпь и строить Потемкинскую лестницу.

В те годы за Пересыпью тянулись огромные песчаные пустоши, из-за даже незначительных ветров песчаная буря могла накрыть пол-Одессы. Поэтому уже в свой первый год правления градоначальник Алексей Левшин распорядился высадить здесь 40 тысяч деревьев. Так называемая «Левшинская плантация» занимала площадь в 275га. Здесь росли пирамидальные тополя, верба, разные породы лоз и тамариска. Это позволило укрепить ландшафт бывшего морского дна, который всё время осыпался, и обуздать песчаные бури. Лес так разросся, что в нем стали охотиться на зайцев и вальдшнепов.

К сожалению, в 1860-е лес постепенно вырубили, а земли стали использовать под строительство промышленных предприятий и жилых кварталов для рабочих. Этому также способствовало проведение через Пересыпь железной дороги, в том же 1860 году.

Угроза исчезновением

Как ни забавно, но нашей Пересыпи угрожает…глобальное потепление. Черное море нынче прибавляет в год по сантиметру. Если люди не предпримут радикальных мер, то через тысячу-другую лет Пересыпь и одесские Балки могут оказаться снова на дне морском.

1916год, Пересыпь.
Фото: Одесский городской архив

Опасное место

Уже к концу 19го века на периметре от Пересыпи до Ярмарочной площади работали многочисленные заводы, склады, хранилища. Из-за обилия рабочих там же и жилых домов было гораздо больше. С 1880х годов между улицами Черноморского казачества, Атамана Чепиги и в районе нынешней улицы Гефта была обширная застройка, до революции 1917 года здесь проживало больше 25 тысяч человек. Правда, тогда район больше напоминал раннюю Молдаванку, по обилию преступности и мусора.

1890 год. Въезд на Московскую

Заводы у моря

Факт для тех, кто никогда об этом не задумывался.

Мало городов могут похвастаться тем, что у них береговая пляжная линия застроена заводами. Все просто – когда сюда стали приезжать и селиться первые дельцы, то здесь, за тогдашней чертой города было лучшее место для развития фабрично-заводской жизни. Уже в 40-ые тут работал завод Фалька, выпускающий паровые машины. С середины 1960-х, когда на Пересыпи появилась железная дорога, заводы стали активно вырастать. Вся улица Черноморского казачества, а в те времена – улица Московская – была застроена.Здесь функционировали кожевенный, сахарорафинадный, лесопильный заводы, завод сельскохозяйственного оборудования, завод искусственных минеральных вод, фабрики – макаронная, молотого кофе,паркетная, пуговичная и многие другие. Так же работали паровые мельницы, большие зерновые склады, элеваторы. В советские годы количество заводов и фабрик еще увеличилось, район развивали как промзону Одессы. Были открыты завод им. Октябрьской революции (ЗОР), завод «Большевик», РИОМ, кожгалантерейные, лакокрасочный, сахарорафинадный заводы, меховая фабрика и нефтебазы. Все это привело к практически полной застройке побережья.

Август 1941 год
Фото: Одесский городской архив

Казацкая церковь

Изначально Одессу строили четыре полка. Черноморская казачья команда была расквартирована на Пересыпи (сейчас от их поселения осталось казачье кладбище по маршруту «камышового» трамвая). Церковь, отстроенная на Пересыпи в 1846 году, должна была быть казацкой. 5 июня 1795 года власти города официально обозначили, что один из районов города Одессы — нынешняя Пересыпь, отдается под заселение «тем казакам Черноморского войска, которые не отправились на…пожалованную им 30 июня 1792 года на Тамани землю». Речь шла о 404 украинских казаках, которые участвовали во взятии турецкой крепости Эни Дунья. Крепость располагалась над обрывистым приморским берегом и простиралась приблизительно от Воронцовского дворца до середины Приморского бульвара.

1895 год
Фото: Одесский городской архив
План крепости Эни Дунья
Фото: Википедия

Корней Чуковский и Пересыпь

В 1859 году на Ярмарочной площади была построена Крестовоздвиженская церковь. Именно в этой церкви крестилась будущая жена Корнея Чуковского, Мария Гольдфельд. А уже в 1903 году Корней и Мария в ней же были обвенчаны. К сожалению, церковь пала жертвой большевиков и была разрушена в 30-ые годы 20-го века. Нынче указывают два места расположения церкви. По одной версии, на его месте построили школу №30, а по другой, школа была построена рядом с храмом в 1891 году, а сам храм располагался у въезда на площадь, со стороны центра города. На этом месте сейчас административное здание «сталинской» архитектуры.

Сквер четырех повешенных

В довоенные годы сквер носил именно такое мрачное название. Так же назывались и расположенный на площади клуб, и библиотека. Название относит нас к эпизоду Гражданской войны, когда белогвардейцы повесили на Ярмарочной площади четырех красных подпольщиков, пойманных за расклеиванием листовок. В наши дни в сквере стоит памятник летчику Михаилу Максимовичу Плохому, погибшему в небе над Одессой во время войны. Существуют целых три версии его гибели: 1) его сбили немецкие зенитчики в марте 1944, а после сами же немцы похоронили доблестного врага с почестями, а дата 9 апреля 1944-го появилась из идеологических соображений. 2) его сбили действительно 9 апреля, а похоронили жители Пересыпи. Женщины видели, как из подбитого самолета выпрыгнул человек и позже вышли в море на баркасе, помогли найти его тело. Разнятся истории только в месте гибели Михаила. 3) Летчика нашли мертвым на берегу.

В 1949 году на могиле появился большой дорогой памятник, установленный на деньги жителей площади. Были предприняты попытки перезахоронить тело героя, но жители Ярмарочной площади не дали это сделать, организовав у могилы круглосуточную охрану. Так что мы имеем настоящую могилу, а не просто памятник, как дань памяти и доблести.

Кстати. Одно время ходила шутка про «памятник плохому летчику», рожденная из черного юмора и перестановки слов, но она не прижилась.

Ярмарка на Ярмарочной

Не удивительно, конечно, но название взялось не с потолка.  В 1835 году, по инициативе все того же Левшина, здесь была учреждена Крестовоздвиженская ярмарка, по имени храма. Она должна была проходить ежегодно, каждые две  последние недели сентября, аккурат после окончания сбора урожая. Ярмарка проходила буквально в Пересыпском саду – с 1831 года огромная территория Пересыпи засаживалась сотнями тысяч деревьев. Место было выбрано не случайно, у развилки Николаевской и Балтской дорог, а поблизости проходила дорога на Киев. Ярмарка довольно быстро стала одним из центров торговли сельскохозяйственными продуктами.

Историческое наследие

В наши дни начальная застройка сохранилась, но фрагментами. Это один-единственный квартал между Ярмарочной площадью и 7-й Пересыпской. Рядом со старыми скотобойнями открыли стадион ЗОР, со стороны железной дороги — склады. Некоторое время здесь работал рынок местного назначения, но сейчас о нем напоминает только заросшая ржавая вывеска, которую сложно заметить.

Фото: Александр Вельможко

2 комментариев в “10 малоизвестных фактов про Пересыпь

  1. Круто! Я не знала, что на Ярмарочной была такая здоровая площадь. Да и про памятник — что это могила и чья она — тоже. Спасибо!

  2. А на углу Ярмарочной и Черноморского козачества (Московской) со стороні 7-й Пересыпской была детская стоматполиклиника, в середине 70-х даже с классом возили туда. Во страху было)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *