Одесское метро

Со времени обретения статуса города-миллионника, Одесса мечтает о собственном метрополитене. Одно время эта идея даже серьезно обсуждалась в городском совете, но возможности воплощения так и не нашла.

Расскажем по порядку о том, как одесское метро планировалось и почему не сложилось.

Советский проект

Впервые идея строительства метро в Одессе была озвучена еще в 60х годах, но на генеральные планы развития города так и не попала. Одесса не имела реальной перспективы развития метро, так как не дотягивала тогда до нормативов, при которых крупным городам «полагалось» метро.

Но тогда острой необходимости в подземном транспорте не было – наземный более, чем справлялся.

В 70х, когда город стал стремительно приближаться к званию миллионника, разговоры о метрополитене снова вернулись в повестку. Кроме того фактора, что «каждому большому городу положен метрополитен», был и другой – протяженность города вдоль моря при относительно небольшой его ширине, что позволило бы построить одну длинную, «осевую», линию.

 В середине 80х «Ленметрогипротранс» приступил к проектированию одесской линии метро. Были выбраны именно эти специалисты в связи с тем, что по ряду геологических и технических характеристик одесское метро было схоже с ленинрадским.  Тоннели должны были быть проложены ниже пластов известняка, в которых были прорезаны катакомбы.

Первая и единственная линия метро должна была пройти от Черноморки до поселка Котовского, через жилмассив Таирово, Юго-Западный массив, железнодорожный вокзал, под центр и через Пересыпь и Лузановку.

Первые шесть станций должны были связать центр города с промзоной Пересыпи. Вторая очередь строительства протянулась бы до Лузановки, а затем до Паустовского. Вдоль улицы Крымской, ныне Крымского бульвара, даже был оставлен землеотвод под строительство тоннеля мелкого заложения, в виде полосы деревьев.

Судьбу одесского метро решил случай. Предпоследний генсек КПСС Черненко был родом из Красноярска, и в списке городов-кандидатов на постройку метрополитена  Одессу заменили другими городами – Ереваном и Красноярском. Так был упущен шанс на строительство метро в 80е.

Одессу включили в следующий план благоустройства, на 1989 год.  Строительство планировали начать в 1991 году, все подписи были собраны, кроме подписи Черненко, но в то время Черненко уже практически умирал в больнице.  Список все таки дошел до него… и он собственноручно вычеркнул Одессу и Донецк, включив Ростов, Красноярск и Челябинск.

Таким образом старт одесскому метрополитену не был дан и в начале 90х.

Постсоветские мечты о монорельсе

В 90е о метрополитене в Одессе уже даже не заикались – слишком тяжело давалась обычная жизнь, не до усовершенствований было. К тому же в период 1994-1998 гг умудрились почти развалить систему городского наземного транспорта.

Но уже к концу 1998 года одесские инженеры стали планировать и разрабатывать системы монорельса и метрополитена.

Сначала планировалось создать одну линию, эстакаду монорельса, связывающую Морвокзал с центром города, до Приморского бульвара.

Монорельс предполагалось оснастить электродвигателями линейного типа. Это было дешевле обычных двигателей почти на 40 процентов.  Проект, разработанный инженером Беликовым,  должен был обходиться в миллион долларов, по курсу 2000 года, на километр, без учета стоимости подвижного состава и станций.

Это в 20 раз дешевле строительства обычного метрополитена.

Испытательный проект оценивался в три миллиона долларов и реальность его строительства была высокой, в пгт Костомель, под Киевом, была построена испытательная линия монорельса «Капвей». Но и этот план, не смотря на всю его продуманность и возможности воплощения, канул в Лету без ясных причин и объяснений.

Позже, с 2001 по 2003 год появлялось множество проектов создания в Одессе метрополитена,  по различным схемам – классическое метро, подвесная канатная дорога, трамвайные линии на эстакадах.

Общая стоимость проекта оценивалась уже в сто миллионов долларов. Основой подвижного состава должны были стать белорусские сочлененные трамваи. Разработкой нового проекта занимались «Электротранс-Одесса» .

Обсужения длились, планы менялись и редактировались, финансирование урезалось и в итоге, в 2005 году, идея снова была отложена в долгий ящик. Одесса погрязла в дорожных пробках и все внимание было обращено на решение этой проблемы.

В проект генплана Одессы были заложены две линии «скоростного внеуличного транспорта» – одну вдоль города «Север – Юг», и вторую, поперек, от Фонтана до Тираспольского шоссе. Программа развития метро в Украине, принятая в 2006 году, предусматривала строительство метро для Одессы, Львова и Запорожья.

В 2009 году»Электротранс-Одесса» предложил новый план – строительство «легкого» метро. Они предлагали проложить подземно-воздушную линию в 22 км длиной, от Поселка до Куликова поля.

В наше время все работы по проектированию метро в Одессе заморожены и в связи с отсутствием инвесторов, и в связи с отсутствием целесообразности строительства.

 

«Дешевая» альтернатива

Строительство классического метрополитена –  удовольствие дорогое, один километр подземки обойдется в 3 миллиона евро, по нынешнему курсу. У города просто нет таких денег. Поэтому строительство скоростной линии трамвая более актуально.  В Одессе так совпало, что, по большей части, линии трамвая проложены в стороне от дорожного полотна. Поэтому с 2016 года в городе активно разрабатывался план строительства скоростного трамвайного пути.

Первым этапом идет создание беспересадочного маршрута от Паустовского до Люстдорфской дороги, через Добровольского, Николаевскую дорогу, Черноморского казачества, спуску Маринеско, Софиевской, Преображенской, Новощепному ряду и Водопроводной. А вторым этапом будет обновление путей от Пересыпи до Паустовского, и обновление подвижного состава – замена вагонов на современные низкопольные.

 

Для фанатов заброшек и диггерства.

В Одессе так и не начали строительство тоннелей для метрополитена, но есть тоннели электровозов, «техническое метро».

По побережью от Ланжерона, вдоль Фонтана, проходят несколько не связанных между собой подземных тоннелей. Построены они были в 70е киевским «Метростроем» по всем стандартам безопасности, но гораздо уже стандартного тоннеля метро.

По этим тоннелям двигались электровозы с вагонетками для грузов и для рабочих, которые следили за техсостоянием тоннелей.

В 90е все оборудование было продано на металлолом, а тоннели остались, постепенно затапливаясь.

Назначение этих тоннелей в большей мере для сбора подземных вод с кромки прибрежных склонов. В нескольких местах эта вода «сливается» в море.

Эффективность этой дренажной системы была всего около 30 процентов. Лишь треть от излишнего обьема грунтовых вод попадала в систему и сливалась в море. Сейчас же, из-за постоянного обветшания, количество воды, стекающей из дренажа в море уменьшилось. Шахты затапливает и это угрожает серьезными обвалами.

Всего существовало около 13 таких дренажных систем.

Мы настоятельно не рекомендуем любопытным искать вход в тоннели и углубляться в них, так как это абсолютно точно несет угрозу здоровью и жизни. Никто не знает в какой момент склон может «поехать», поэтому не указывам точного местонахождения входов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория История
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *