Одесский морской вокзал

Долгие годы Одесский морской вокзал был визитной карточкой города и одним из лучших «открыточных» видов города. В наше время это умирающее здание, на фоне которого черным призраком маячит заброшенная гостиница. Мы решили рассказать историю нашего Одесского морвокзала и показать каким он мог бы быть.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1950е

По первичному плану города, морского вокзала у Одессы не было. И грузовые, и пассажирские суда швартовались к Военному молу. Там же располагалось неказистое серенькое двухэтажное здание, выполняющее функцию морского вокзала. Так было до 1968 года. Попасть к нему можно было от Военного спуска, со стороны улицы Приморской, через ворота порта и железнодорожные пути.

                                             Морской вокзал на Военном молу, 1950е

После Великой Отечественной войны в Одессу увеличился пассажиропоток. Это вынудило городскую власть озадачиться строительством более современного, полноценного морского вокзала. В 50е города на Черном море стали активно строить морские вокзалы – например, в Сочи он построен в стиле сталинского ампира.  Это был рассвет крымско-Кавказской линии. Тогда же появились первые проекты Одесского морского вокзала на Новом молу. Рассматривались проекты, разработанные еще в 1847 году, но их к 52-53 годам переработали в духе «сталианса». Планировались здания в духе классического ампира, окруженные колоннадами, портиками, ротондами и украшенные высоким шпилем.

    Проект 1952 г. Здание морского вокзала обращено главным фасадом в сторону моря, со стороны города на Новом молу – огромная           площадь, частично окруженная портиками. Особо привлекает внимания роскошный внутренний двор вокзала.

 

                                 Проект 1953 года. Внутреннего двора уже нет. Здание меньше по объему и развернуто портиками к морю.

Правда при Сталине строительство так и не началось.  В начале деньги были нужны в другие проекты, а позже проект забраковали в рамках Хрущевской борьбы с излишествами. Основное здание перенесли с конца мола в начало, убрали все выделяющиеся детали, почти все декоративные элементы, сделали здание более угловатым, «кубическим», в стиле конструктивизма, но позволили сохранить колонны.

                                                                                                  Проект морского вокзала, 1956 год.

Вроде бы проект утвердили, но уже через пару лет его снова потребовали изменить. Несколько сохранившихся проектов показывают, как менялся общий план и внешний вид здания Морского вокзала – уже без шпиля, без многих элементов. Новый вариант был очень похож на железнодорожные вокзалы послевоенной постройки.

                                                                  Проект морского вокзала за 1958 г., вариант №2, вид со стороны моря

 

                                                            Проект морского вокзала за 1958 г., вариант №3, вид со стороны города

 

1960е

В 1960м архитекторы Головин и Кремляков представили новый проект. Теперь здание приобрело черты, имитирующие пассажирский лайнер. Все конструкции предполагалось выполнять из стекла и бетона. Наконец-то план был утвержден, внешний вид устраивал всех и строительство началось.

Строителям пришлось удлинить Новый мол на 70 метров, соорудить на нулевом уровне складской комплекс. Строительство успели завершить к годовщине – 50-летию революции 1917 года, в 1967 году, но в эксплуатацию его ввели только через год, в 1968.

В «Историко-архитектурном очерке» истории Одессы есть описание нового здания: «… конструкции четырех несущих рам расширяются ввысь, и пространство словно выплескивается наружу через колоссальные стеклянные витражи.»

После открытия Новый мол взял на себя часть работы старого мола. На морвокзал приходили и пассажирские, и грузовые суда. Еще сохранились подъемные краны и железнодорожные пути. Последние до сих пор используются. Сам морвокзал был оснащен передвижными трапами – мостами.

Панорама строительных работ, середина 1960-х

Одновременно с морским вокзалом был построен входной павильон с улицы Приморской ( ранее Суворова)? С эскалаторами. Тогда же заменили старый фуникулер вдоль Потемкинской лестницы на современный по тем меркам эскалатор. Над железнодорожными путями была построена дорога-виадук.

Начало строительства складского комплекса – основы для здания морского вокзала, 1962 год. К Новому молу уже швартуются пассажирские лайнеры.

 

Одесский морской вокзал сразу после постройки, 1967 год

В таком виде морской вокзал просуществовал до 90х. В 1994 году здание подверглось капитальному ремонту, большую часть складов переоборудовали под концертно-выставочные залы. Внутренние помещения расширили и устроили яхт-клуб. К 2001 году на Новом молу возвели здание гостиницы «Одесса», которая достойна отдельного упоминания. Эта высотка стала просто проклятьем для властей и для ее владельцев. Ввести его в полную эксплуатацию не смогли из-за дефектов конструкции, в 2008 году был разыгран тендер на демонтаж постройки, но так и не смогли найти безопасный способ – при любом раскладе пострадает и здание морвокзала, и сам мол, а у города просто нет денег на такие ремонтные работы. Не договорившись, гостиница продолжила принимать гостей вплоть до 2011 года. По отзывам сотрудников, отель принимал не более 10 постояльцев за раз, что не позволяло окупиться даже электроэнергии. А ведь отель имел пять звезд и был построен по всем международным критериям и правилам! Вроде бы все было учтено, но “НО” просто миллионы – ужасная транспортная развязка, невозможность подобраться к отелю на общественном транспорте – тащить чемоданы от остановки просто невероятно сложно. Эскалаторы, которые вели вверх в входном павильоне были демонтированы, лестницы невероятно узкие. В самом отеле практически невозможно было прогреть помещения – отель продувался всеми ветрами, из-за остаточной деформации грунта в нем просто небезопасно, постоянные проблемы с трубами и электричеством. С внешней стороны стеклянные панели просто слепят, когда ловят отражение солнца. Старожили жалуются, что из-за этой “махины” пропал эффект “плавающего Дюка” и новые поколения даже не понимают о чем речь, высотка в принципе перекрывает потрясающий вид на мыс поселка Котовского, лески и море.

Отель был открыт 1 апреля, горожане сетуют, что это такая плохая шутка – перекрыть вид на красоту порта.

                                     Отель “Кемпински”

Видимо, так и будет отель ждать своего часа, постепенно теряя зеркальные пластины.  В 2014 году порт, который на 80 процентов “содержит” здание, готов был передать здание в руки частного инвестора, но сделка не состоялась,

В год открытия гостиницы перед зданием морского вокзала установили памятник «уродливому младенцу» – «Золотое дитя» архитектора Эрнста Неизвестного, а позади морского вокзала был установлен – красивый – памятник Жене Моряка, авторства Александра Токарева. Оба памятника отполированы до золотого блеска миллионами рук – кто просто фотографируется, а кто загадывает желания.

                                                                  “Жена моряка”
                                                               “Золотое дитя”

Раньше здание морского вокзала казалось монументальным, но сейчас – особенно в сравнении с крупными круизными гигантами, которые заходят к Одессе, он кажется совсем маленьким.
Со временем нас ждет новая реконструкция, но не думаю, что власти решатся «осовременивать» здание морвокзала прямо под боком разрушающейся высотной гостиницы. Вопрос все еще решается.

 

Использованы фото  фондов Государственного архива Украины, фотоколлекции Анатолия Одайника, личные фото.

Категория: История
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *