Одесские театры в легендах и былях

На 2014 год в Одессе приходилось 13 театров, включая такие как «Дом Клоунов, кабаре «Буффон» и прочие. Но мы расскажем вам про самые большие и известные в городе театры. Постараемся избегать сухих цифр и сделаем акцент на малоизвестные и интересные факты.

 

Оперный театр

Начнем, пожалуй, с самого большого и известного в городе театра – Одесский национальный академический театр оперы и балета.  Одесская опера – первый в городе театр по времени постройки, известности и значению. Этот театр является одним из открыточных видов города. Название «оперный» появилось лишь в двадцатом веке, до этого театр именовался Городским. Вот только он не всегда выглядел так, как мы привыкли его видеть.

Проект первого одесского Городского театра был потрясающим! Выполнен он был петербургским архитектором Тома де Томоном в 1810 году. Всех восхищала акустика театра – в ложах совершенно не было слышно того, что происходило на сцене! Генерал-губернатор своим указом постановил всем являться в театр с женами, только не уточнил, с чьими женами конкретно. Так что театр служил абсолютно гармоничным темным местом для утех и свиданий.

Уже мало кто вспомнит, что в Одессе одно время наблюдалась острая нехватка питьевой воды, но вот нехватки вина не наблюдалось никогда. Поэтому когда в новогоднюю ночь 1873 года здание театра вспыхнуло, одесситы сообразили чем сейчас будут заливать пожар.

И сбежались на помощь – с ведрами и закуской. Пожарные трудились всю ночь, но спасти здание так и не смогли. Говорят, что пожар произошел из-за “золотой молодежи”, которая пробралась в здание для тайной вечеринки. К сожалению, той ночью погиб сторож.

Похоже на зарисовки разрушения какого-то древнегреческого храма, не правда ли?

Постройка нового Оперного театра стала для горожан вопросом чести и в 1882 году были приглашены  для работы два архитектора с такими приятными для слуха одесситов фамилиями – Фельнер и Гельмер.  Новый проект был создан в стиле венского барокко.  Белоснежное здание построено фасадом к порту и напоминает античный храм. На строительство нового театра было выделено полтора миллиона рублей золотом, 80% этой суммы выделил граф Михаил Толстой, а на самом строительстве настоял Маразли. Театр насчитывает без малого 9 этажей, пять подземных уровней  и три этажа чердачного перекрытия.

 

Если кто задавался вопросом как же чистят потрясающую люстру в одесской опере – под партером скрывается телескопическая вышка. В полу раздвигаются створки, из них выезжает 27-метровая стрела, похожая на пожарную. Ее строили заключенные колонии города Торжок (Тверская область, РФ) в 1970 году. Кстати, это не оригинальная люстра. Настоящую пытались вывезти поездом румынские войска и сильно повредили. Также в театре почти не сохранился оригинальный паркет – женщины на шпильках почти уничтожили дерево. Две реконструкции он пережил, но третью уже не выдержит. Зато сохранились два оригинальных зеркала из венецианского стекла. За 131 год они не «потекли», не прогнулись – отражение поражает своей глубиной и чистотой.

А вот за кондиционированием воздуха следят два огромных, как вагоны , современных немецких кондиционера, они способны пропустить через себя 60 тысяч кубометров воздуха в час. А раньше залы охлаждались глыбами льда, которые обдувались огромными вентиляторами.

В зале театра уникальная акустика – даже самый тихий шепот со сцены слышно в любом уголке зала – все благодаря уникальной подковообразной постройке зала. В одесской опере дирижировали такие выдающиеся личности как П. И. Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, пели Шаляпин ( который, конечно, Федор, а не Прохор), танцевала сама Айседора Дункан!

Театр продолжал свою работу даже во время оккупации. Артисты, которые остались в городе, продолжали свою работу, в труппе насчитывалось около сотни человек. Все декорации, костюмы, инвентарь остались – их не успели эвакуировать.  13 декабря 1941 года театр открыл свои двери и зал был переполнен – людям хотелось хоть ненадолго забыть про ужасы войны и окунуться в мир искусства. Первой постановкой после возобновления работы была опера «Евгений Онегин». 

После войны театр пережил несколько смен руководства и ведущих прим, но ни разу не останавливал свою деятельность. Кстати, на данный момент почти 45 процентов ведущих оперных певцов родом из Китая.

Нельзя обойти стороной и легенды, которые окутали Оперный театр. Начнем с того, что у архитекторов Фельнера и Гельмера одесская опера была 13м по счету проектом.  еще до революции в стенах театра произошло убийство – актер из ревности зарезал свою жену прямо на сцене.  Случилась трагедия во время оперы Леонкавалло «Паяццы». Убийца был арестован прямо на сцене, его осудили и отправили на каторгу.  С тех пор в театре поселился призрак. Заглядывает в оперу и не менее известный призрак Мишки-Япончика.  Гримерную иногда оглашает нежный женский голос – якобы возвращается за овациями незрячая певица.
Вернемся к зеркалам – есть легенда, что если вы посмотритесь в зеркало в течении трех минут, то на ближайшие три года вы останетесь таким же, как в этот момент6 в смысле не постареете. Только есть условие, что через три года нужно снова вернуться и посмотреться в зеркало, чтобы эффект продлился. Также есть легенда, что за одним из зеркал вмурован своеобразный ключ от театра, заложенный там самим архитектором. Только каким из двух не уточняется.

 

Одесская Филармония

Давайте начнем с малого – филармония это музыкальное общество или учреждение, занятое пропагандой музыкального искусства и организацией концертов. Так, это прояснили, идем дальше.

В 1842 году в Одессе было основано Одесское филармоническое общество, которое состояло из музыкантов, деятелей города, военных и литераторов. Общество давало благотворительные концерты и оказывало материальную поддержку начинающим артистам.

Само здание Филармонии изначально предназначалось для биржевых торгов. Строили его взамен Старой биржи на Приморском бульваре. В 1891 году был объявлен конкурс на проект нового здания купеческой биржи. За право предоставить свой взгляд на здание сражались лучшие архитекторы Европы. Всего было подано около 30 эскизов. Больше всего понравился проект молодого чешского таланта Викентия Прохаски, он назывался «Коммерция архитектуры». Именно его эскиз был объявлен победителем, однако он не соответствовал всем требованиям заказчика (правки, правки!). Так что проект отправили дорабатывать руководителю стройки – Александру Бернардацци. Кстати, для того, чтобы символизировать международные торговые связи, здание строили максимально «интернациональным» – материалы везли отовсюду. В строительстве были использованы итальянские мраморные переплеты, германское стекло, австрийские украшения лоджии.

Из-за этого строительство новой биржи обошлось просто в легендарные по тем временам суммы  – только за строительные работы было уплачено 915 тысяч рублей, а с мебелью и оборудованием – миллион!

Таким образом Филармония уступила Оперному всего в 300 тысяч рублей, став вторым по дороговизне зданием в городе.

Первый камень в фундамент был заложен в день столетия Одессы (по старому стилю) 23 августа 1894 года, а летом 1899 здание Новой биржи было торжественно открыто.

В советское время плановая торговля сменила биржевую, и в здании поочередно располагались различные организации, проводились литературные вечера. В 1946 году здание биржи заняла Одесская филармония.

Уникальный стиль, в котором построена Новая биржа до сих пор не могут точно назвать – здесь присутствуют и арабские мотивы, и флорентийское Возрождение, и венецианская готика.  Валентин Катаев сравнивал Филармонию с венецианским Дворцом дожей, а Ильф и Петров упоминали «новое здание биржи в ассиро-вавилонском стиле».

Нельзя не упомянуть, что потолок из ливанского кедра является одним из первых подвесных потолков в мире – он сделан без единого гвоздя и находится на высоте в 15 метров без опоры.

Филармония славится своей «глухотой». В некоторых исторических справках говорится, что купцы очень просили архитектора Бернардацци, чтобы если два человека о чем-то говорят, стоявшим рядом было очень плохо слышно. Купцов можно было понять – они обсуждали много вещей, от которых зависело их благосостояние. Архитектор ломал над этим голову, но в итоге у него получилось – при общей отличной звуковой проводимости почти невозможно расслышать, о чем же шепчутся рядом.

Огромному четырехметровому венецианскому зеркалу в фойе приписывают такие же свойства, как и зеркалу в Оперном театре – оно сохраняет молодость, но только история умалчивает о цене, которую придется за это заплатить.

Есть у здания и «интимная» сторона – долгое время стометровка возле Новой биржи была местом пристанища проституток, но никакие проклятья тут ни при чем – в этом же здании располагался клуб для иностранных моряков.

И, конечно же, про масонов. Историки утверждают, что в 19 веке Одесса была одним из центров масонства в Российской империи. Множество старинных зданий в центре города украшены масонской символикой, и Филармония не исключение. На входе в здание стоит бюст архитектора Бернардацци с циркулем и угольником, среди мозаик можно разглядеть пятиконечные звезды, а колонны на входе украшены скрещенными мастерками и прочими масонскими символами – «гильдии вольных каменщиков».

 

Русский театр

Здание Одесского академического русского драматического театра возводилось в спешке. Оно было построено на месте бывших хлебных складов в 1873 – 1874 году, как временное пристанище для труппы Городского театра (оперного), которое как раз в тот год и сгорело.  Однако временное здание с успехом простояло до 1909 года, когда по заказу нового владельца театра оно было переоборудовано в скейтинг-ринг. Скейтинг-ринг это площадка для катания на роликовых коньках.

На скейтинг-рингах проводились балы, новогодние маскарады и просто веселые встречи с шампанским и «театральными» бутербродами. Приглашения рассылались “летучей почтой” из рук в руки, в виде красочных открыток м записок со временем и датой. Ролики были похожи на современные своим видом, за исключением того, что колеса были из прессованного картона, а ботинки из натуральной кожи.

В таком виде здание просуществовало до 1927 года, когда его снова переоборудовали под образованный советский русский драматический театр. Он стал площадкой для заезжих трупп. Здесь ставили оперные и опереточные спектакли, на сцене выступали Сара Бернар, Мария Савина, Владимир Давыдов. Во время оккупации театр также продолжал работать, в труппе трудилось 45 артистов и 25 работников закулисья.

На мистические истории и приведения история Русского театра скудна. Говорят, что встретить здесь можно только призрак Сары Бернар, в образе одной из ее трагичных героинь.

С Сарой в Одессе приключилась одна неприятная история –  1881 году во время гастролей она была освистана юдофобами( ненавистник евреев, антисемит). Ей выкрикивали оскорбления, а кто-то даже бросил камень в ее карету, разбив стекло и чуть не ранив саму актрису. Этот булыжник Сара приказала покрыть лаком и до конца своих дней хранила на письменном столе. А после смерти, видимо, вернулась в город, столь жестоко ее принявший.

 

Украинский театр

Один из довольно молодых театров города – «всего» около 80 лет насчитывает его история. инициаторами его основания выступили представители театральной общественности города, а также рабочие одесских фабрик и заводов, порта, студенты, которые в 1925 году и подняли вопрос о создании стационарного Одесского украинского театра.

7 ноября 1925 года театр открылся спектаклем «Поджигатели» по пьесе А. Луначарского.

Первое его название – Госдрама. Ко второму театральному сезону в театр приехал режиссер В. Василько, чьим именем долгие годы и зовется Одесский украинский драматический театр. Деятельность артистов не прерывалась ни на один месяц. Великая Отечественная война застала театр на гастролях в Минске. Артисты давали спектакли в тылу, концерты на линии фронта, чем несомненно поддерживали боевой дух своих товарищей. Портреты этих актеров , режиссеров, музыкантов, всех, кто принимал участие в его развитии и становлении, украшают фойе здания Сибиряковского театра, в котором и располагается Украинский театр.

За восемьдесят лет сыграно более 600 постановок, сыграно тысячи спектаклей, которые увидели десятки тысяч зрителей.

А вот мистическими историями театр как-то не оброс, не смотря на то, что долгое время находился под номером «13». говорят, что первый руководитель театра, Серебряков, умолял власти города сменить номер дома театра, потому что в нем постоянно «происходили странные вещи» – какие? Кто ж знает. Но власти сжалились и теперь театр стоит под номером 15, а тринадцатый номер носит Городская научная библиотека. Кстати, говорят, что в книгохранилище можно встретить призраков.

Правда, смена номера не уберегла театр от несчастий, за 80 лет здание горело аж 7 раз!

 

Зеленый театр

История Зеленого театра начинается в 1876 году.  Изначально в Александровском (ныне парке Шевченко) парке планировался пруд по форме Черного и Азовского морей, а все беседки, скамейки должны были именоваться названиями городов и расположены в географическом соответствии с этими городами. В этом же году план претерпел изменения и пруд планировался уже «заурядной» формы, как назвал его «Новороссийский телеграф».

В 1936 году, спустя почти полвека, было принято решение засыпать котлован и на его месте построить театр под открытым небом. Театр амбициозный, большой – на 3,5 тысяч зрителей, с раковиной для симфонического оркестра!

                                                             Зеленый театр в 1950

Но, как писал Катаев, хрупкий бюджет не выдержал махинаций. «Черное море» на долгое время так и осталось сухим. Зато в этом котловане, именуемом морем, играли в футбол. Здесь взошли многие футбольные звезды – «Сашка Злот» – Александр Злочевский, котов, Зинкевич, Малхасов.

14 июля 1936 года театр наконец открылся для публики. Первый сезон был насыщенным. Сюда на гастроли приезжал Ленинградский театр Красной Армии, здесь давали оперетты.

В свое время на сцене Зеленого театра выступали такие мэтры как Аркадий Райкин, знаменитый дуэт Тарапунька и Штепсель, Эдита Пьеха, Анна Герман, Муслим Магомаев, Алла Пугачева. Даже для современных зрителей это громкие известные имена.  Здесь давали концерты корифеи советского джаза – Леонид утесов, Эдди Рознер, Олег Лунстрем. Сюда приезжают современные поэты и поэтессы, такие как Вера Полозкова, читают лекции Андрей макаревич, Ада Роговцева. Но к такому успеху театр шел долго.

После освобождения Одессы театр остался в ужасном полуразрушенном состоянии. Перед приездом знаменитой Клавдии Шульженко в 1946 году его пытались восстановить, но дело не пошло. Только в 2015 году усилиями волонтеров театр ожил и стал принимать гостей.  Большой вклад внесли ребята из Impact Hub Odessa со своими субботниками.

                                         Таким парк достался волонтерам в 2015 году

Сейчас территория театра полностью оборудована, здесь проводятся мастер-классы по экологии и творчеству, здесь разбит первый городской огород, где одесситы выращивают овощи. В Зеленом театре проводят лекции, мини-спектакли, открыты магазинчики, фуд-корты.

 

Музкомедия

Одесский театр музыкальной комедии имеет не богатую историю в нашем городе. Он молодой и амбициозный. Свой первый сезон театр открыл в 1947 году, но в городе Львов. В 1953, уже будучи успешным и известным, но еще молодым, коллектив был переведен в Одессу. Здесь творческий потенциал труппы смог развернуться на полную. Спектакли про Одессу и одесситов стали визитной карточкой Музкомедии и навсегда завоевали любовь жителей города.

Новое здание на 1300 мест было построено в 1981 году. Динамичные формы, обширная площадь6 фонтан и светильники, много бетона и стекла – таким увидели здание нового театра одесситы.

Труппа с аншлагами гастролировала почти по всем городам бывшего СССР. На основе многих спектаклей были сняты киноверсии, что прославило актеров далеко за пределами родных городов.

В одесской Музкомедии ставились рок-оперы, оперетты, мюзиклы.

В 2006 году театр получил звание академического.

Легендами новое здание пока не обросло, но мы не отчаиваемся и ждем.

Есть еще много историй про другие театры Одессы, но мы продолжим о них в следующий раз.

 

Категория: История
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Loading...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *