Обзор на ЗОР – забытый гигант Одессы

ЗОР – завод им. Октябрьской революции, он же Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения, завод «Акционерного общества  И. И. Гена», был основан еще в 1854 году.

Он производил и ремонтировал сельскохозяйственное оборудование и инвентарь – разнообразные плуги, жнейки, соломорезки, кукурузные молотилки, канавокопатели, свеклоподъемники  и многое другое.

В 1905 году рабочие завода принимали активное участие в революции, они бастовали в течении девяти недель и разогнать их удалось только при помощи казаков и полиции. В июне 1905 года стачечный комитет был арестован, а рабочие распуганы выстрелами.

Во время первой мировой войны завод привлекли к исполнению государственных военных заказов. В 1914 – 1916 годах он выполнял заказы военного ведомства.

После Октябрьской революции завод был национализирован. Во время гражданской войны предприятие пострадало, но в 1920 году его стали восстанавливать. В 1922 году гигант получил новое название – Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения имени Октябрьской революции.  ЗОР.

С 1926 года ЗОР начал выпускать тракторные плуги, а в дальнейшем был реконструирован и расширен: в 1929 – 1940 гг были отстроены литейный, ремонтно-механический, механосборочный цеха, установлены и введены в эксплуатацию конвейерные поточные линии.

В июне 1941 года в Одессе началось создание частей народного ополчения и истребительных батальонов, в которые вступили две тысячи рабочих завода, наравне с рабочими других предприятий. Военную подготовку они проходили без отрыва от производства, по 2-3 часа каждый день, и участвовали в обороне Одессы.

              Воинские части, помогающие в строительстве завода ЗОР. 1953 г.

В ходе боевых действий и оккупации завод был полностью разрушен, но в 1944 году началось восстановление ЗОРа и его переоборудование.

В 1966 году ЗОР был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году перед центральным входом на завод был установлен памятник воинам – ЗОРовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (скульптор Соколовский, архитектор Донец).

После провозглашения независимости Украины в 1991 году завод стал крупнейшим предприятием – производителем сельскохозяйственных машин на территории Украины. В августе 1997 года ЗОР был включен в перечень  предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

Но, не смотря на все достижения, дела шли не так гладко. В народе закрепилось шуточное «Завод Обиженных Рабочих», за необоснованные сокращения штата. До них численность работников превышала  шесть тысяч человек, завод работал в три смены, продукция разлеталась по всему бывшему Советскому Союзу. Ночью работали не только литейные, но и сборочные цеха. Зарплаты по советским меркам были более, чем достойные, соцпакет – значительным. Ведомственные детсады, путевки и курсовки, пионерлагеря, общежития для иногородних, квартирная очередь. И внезапно шок – остановка завода за ненадобностью. Плуги перестали интересовать страну, как и рабочие.

Депутат Горсовета, нагревальщица завода им. Октябрьской революции В. Сычева. г. Одесса. 1963 г., Негребицкий (1931)

До кризиса 2008 года ЗОРу удавалось оставаться на плаву, но крах экономики осложнил положение завода.  

2009 год бывший гигант производства завершил с чистым убытком в размере 11,2 млн. гривен.

Дальнейшее положение завода только усложнялось – в 2012 году на его территории инспекцией государственного архитектурно – строительного контроля обнаружены незаконные постройки. Эллинг и яхт-клуб не имели соответствующих документов и согласований. 

В феврале 2013 было объявлено, что под спонсорством Коломойского  территорию завода  используют для строительства комплекса к «Евробаскет-2015», в виде огромной шайбы, диаметром 110 м. Но этот проект остался нереализованным.

2015 год ЗОР завершил с чистым убытком уже аж в 60,8 млн гривен.

Площадь завода действительно огромна, старинные корпуса, построенные вплотную друг к другу, чередуются с воротами для въезда на территорию.

Последний заводской корпус соседствует с еще одним предприятием — теперь уже бывшим Одесским мясокомбинатом. Трамвайные рельсы в этом месте пересекаются с двумя колеями старой железнодорожной ветки, входящей в самые удаленные от главного корпуса ЗОРовские ворота. Ее рельсы не демонтировали, а лишь закатали в асфальт на проезжей части улицы.

Изрядно подгнившие деревянные шпалы, остатки семафора и шлагбаума выглядят как экспонаты музея под открытым небом.

Формовочный зал литейного цеха ЗОР. 1946 г.

 

Сборка плуга на заводе им. Октябрьской революции для отправки на Кубу. г. Одесса, 1964 г. Негребецкий (1949)

 

Восстановительные работы на заводе им. Октябрьской революции. 1946-47 гг.

 

Категория: История
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Loading...

2 комментариев в “Обзор на ЗОР – забытый гигант Одессы

  1. Эх, столько рабочих мест и качественного оборудования оказались за бортом. Одна радость от всех этих остановленных заводов – экология явно улучшилась с тех пор как они встали.

    1. 100% насчёт экологии! нафиг эти заводы, нужно их строить подальше от городов

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *